1 сентября, 03:33
Kaliningradka.Ru / Жизнь / С верой и
надеждой
25-29 мая в Калининградской области находился её архипастырь
– митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель отдела внешних
церковных сношений Московского Патриархата. За время рабочей поездки Его
Высокопреосвященство совершил освящение двух новых храмов и одной часовни. В
плотнейшем графике выкроить время для общения с прессой было крайне непросто,
однако для «Калининградской правды» владыка сделал исключение.
- Дорогой
владыка, позвольте от лица читателей «Калининградской правды» сердечно
поздравить вас с прошедшим днём ангела – памятью святых равноапостольных Мефодия
и Кирилла, учителей словенских. С каждым годом этот праздник как День славянской
письменности и культуры отмечается в России всё шире, всё больше людей осознаёт
значимость наследия святых Солунских братьев для нашего общества. А что 24 мая
значит лично для вас?
- Благодарю за поздравление. День ангела – это
большой день для верующего человека. Вообще в православной традиции более
предпочтительно отмечать день ангела, чем день рождения, потому что день памяти
небесного покровителя – это особый повод помолиться ему, испросить его помощи в
жизни. У меня особенный небесный покровитель. Того, что сделал равноапостольный
Кирилл, не сделал, пожалуй, больше никто из христианских миссионеров. Он не
просто способствовал распространению христианства среди славянских народов – он
создал для этих народов основы их культуры, азбуку и грамматику славянского
языка и таким образом вывел эти народы из состояния первобытной дикости. Как
говорят учёные, человек отличается от животного «второй сигнальной системой» -
способностью выражать свои мысли с помощью языка. Без языка, без культуры
общения невозможно никакое развитие. Замечательно, что христианская миссия среди
славянских народов началась с создания для них письменного языка и культуры.
Церковь несёт своё слово – слово Божественной правды – для спасения людей и для
того, чтобы мир менялся к лучшему. И святые Солунские братья Кирилл и Мефодий на
опыте своей жизни показали, что такое настоящая миссия. С одной стороны, они
научили людей православной вере, с другой – дали толчок развитию национальной
культуры, без которого было бы немыслимо развитие славянского мира.
- В
праздник Вознесения Господня состоялось подписание Акта о каноническом общении
Московского Патриархата с Русской зарубежной церковью. Прокомментируйте,
пожалуйста, это событие для наших читателей.
- Это событие поистине
исторического значения. Восемьдесят лет длилось разделение в недрах Русской
православной церкви. Разделение, порождённое революцией и Гражданской войной,
зеркально отражавшее раскол всего нашего общества. Два лагеря – «красный» и
«белый» - находились в противоборстве на протяжении большей части русской
истории XX века, и это противоборство стоило нашему народу миллионы и миллионы
жизней. Вследствие этого конфликта общество наше было серьёзно ослаблено,
значительная часть национальной элиты уничтожена либо принуждена эмигрировать.
Россия была отброшена назад. Иногда мы спрашиваем себя: «Почему мы так плохо
живём? Почему у нас неухоженные города, некрасивые дома? Неужели мы менее
культурны, чем наши соседи?» Ответ на этот вопрос очень прост: ни одной стране
Европы не довелось пережить того, что пережили мы в XX веке. Мы дважды в этом
столетии сами разрушили свою страну, и всё потому, что теплился этот конфликт
правых и левых. Воссоединение церкви – это свидетельство того, что больше не
существует никаких причин для сохранения этого конфликта. Они изжиты Историей.
Если хотите – они искуплены страданиями нашего народа. Россия нуждается в
консолидации всех здоровых общественных сил для преодоления трагических
последствий революции и Гражданской войны. И то, что церковь воссоединилась,
есть свидетельство того, что конфликт исчерпан, что его больше не существует. А
значит – никто в обществе не должен использовать эти темы для того, чтобы
поддерживать противоборство. Поэтому преодоление церковного разделения будет
иметь самое непосредственное влияние на состояние наших общественных отношений.
- Вы, владыка, всегда подчёркиваете, что считаете себя калининградцем.
Поэтому особенно ценно ваше мнение по общественным проблемам, существующим в
нашем городе и области. Одной из важных тем, вызывающих большой интерес
калининградцев, является планирующееся в нашем регионе строительство одной из
четырёх игорных зон. Какова позиция церкви по этому вопросу?
- Я
принципиальный противник создания в Калининграде игорной зоны и говорю об этом
открыто везде - и в Москве, и здесь. Глубоко убеждён в том, что создание игорной
зоны в Калининграде – это огромная ошибка. Может быть – даже стратегическая
ошибка в развитии нашей экономики и общественной жизни. Совершенно очевидно, что
там, где игорный бизнес, – там огромные деньги. Если здесь удастся осуществить
проект игорной зоны, эти деньги нельзя будет сравнить ни с какими другими
деньгами. А логика жизни в условиях свободного рынка такова: «У кого деньги – у
того и власть». И ничего хорошего не ждёт Калининградскую область, если здесь
власть окажется в руках тех, кто будет стоять за игорным бизнесом. В последние
годы наметились хорошие перспективы развития нашей области. Я высоко ценю те
усилия, которые употребляет для этого наш губернатор. У него очень правильное
стратегическое видение того, как нужно развивать регион. Необходимо развивать
здесь производства – те, которые будут особенно выгодны в таком месте, как
Калининград. Мы должны максимально использовать Богом данное нам географическое
положение и существующий потенциал, и тогда это будет экономически здоровое
развитие общества. Если же мы превратимся в европейский игровой отстойник, то
станем притягивать сюда самое худшее изо всех соседних стран. Да, эти люди будут
приносить деньги, но эти деньги никогда не дадут нам счастья. Необходимо помнить
ещё и о том, что казино – это не только радость выигрыша, но и горечь поражения.
И проигрывают в казино гораздо больше, чем выигрывают. Сколько же слёз будет
пролито на нашей земле, сколько же проклятий обрушится на нашу область со всей
Европы – от матерей, жён и детей, чьи сыновья, мужья и отцы проиграются именно в
России. Образ Калининграда будет связан не с высокими технологиями, не с
культурными памятниками и природными ландшафтами, а с казино. Я думаю, что наш
народ не заслуживает такой участи, как не заслуживает её и память тех, кто жизнь
свою положил, освобождая эту землю. Я очень надеюсь, что крупномасштабного
проекта строительства казино у нас не будет. Я почти что убеждён в том, что у
людей хватит ума остановиться и не превратить Калининград в «лас-вегас». Грех -
всё это, а там, где грех, – там духовная болезнь и духовная смерть. Не нужно
сознательно навлекать на себя гнев Божий.
- Целый блок проблем связан с
сохранением российской идентичности нашего региона, которая определёнными
кругами ставится под сомнение. Важнейшую роль здесь, безусловно, играют
культурные аспекты. В городе не утихают споры о перспективах восстановления
разрушенного некогда Королевского замка. Каково ваше отношение к этой
инициативе?
- Против восстановления памятников трудно выступать. Ведь
Королевский замок создавался усилиями людей, воплощал определённую идею. Но я
думаю, что в сегодняшнем Калининграде существует такое количество проблем, что
будет очень странно, если мы начнём восстанавливать замок, имея разбитые и
перегруженные дороги, далёкое от совершенства коммунальное хозяйство,
неурегулированный жилищный вопрос. Хорошо бы сторонникам восстановления замка
сконцентрировать свои усилия на том, чтобы Калининград стал современным
европейским городом, за который не было бы стыдно ни перед кем, кто сюда
приезжает. Должен сказать, что за последнее время многое в городе изменилось к
лучшему: ремонтируются дороги, облагораживаются фасады домов. Я думаю,
калининградцы по достоинству оценили эти положительные изменения. Но в развитии
города должны быть чёткие и ясные приоритеты, к которым восстановление замка
явно не относится. Кроме того, предлагаемое строительство из современных
материалов и по современным технологиям явного «муляжа» не имеет к
восстановлению никакого отношения – мы же не «Диснейленд» в центре Калининграда
собираемся строить. Строительство муляжного «замка» вряд ли будет хорошей идеей.
- Другой серьёзной проблемой, связанной с обликом областного центра,
является ситуация вокруг Триумфальной колонны на площади Победы. Решением мэра
из-за общественных протестов были отменены результаты конкурса на исполнение
скульптурного увенчания колонны. Появилась перспектива решения этого вопроса
более продуманно, в соответствии с русскими историческими и культурными
традициями. Каково ваше отношение к этой ситуации, как настоятеля Кафедрального
собора Христа Спасителя, частью ансамбля которого воспринимается колонна?
- Хорошо бы избежать политизации вопроса вокруг колонны. Колонна должна
получить продуманное, обоснованное, эстетически безупречное увенчание. Одним из
вариантов такого увенчания вполне мог бы быть Святой Георгий Победоносец. Но
необходимо помнить, что любое скульптурное изображение на колонне должно быть
чётко согласовано с архитектурным решением собора и – самое главное – с духовным
его смыслом, с той аурой, которая сейчас на площади сложилась. Именно собор
обеспечивает эту ауру. Я разговаривал с некоторыми людьми, впервые оказавшимися
гостями нашего города, – они как заворожённые стоят на площади и смотрят на
собор, такова духовная мощь этого объекта. Пример того, «как не надо делать», -
строительство торгового центра справа от храма. Я глубоко убеждён, что это
принципиальная ошибка – возведение рядом с собором монстра, значительно
превышающего его по объемам. Есть угроза того, что в восприятии зрителя торговый
комплекс просто «задавит» храм, и если так случится, инициаторы этой стройки
«войдут в историю» не самым лучшим образом. Впечатление такое, что это было
сделано специально, чтобы разрушить ту доминанту, которая до недавнего времени
вдохновляла людей. Я предостерегал от этого, но меня не послушали, и, приехав
сейчас в Калининград, я – прямо скажу - был очень огорчён, увидев ситуацию во
всём её «великолепии». Возможно, остроту этой проблемы удастся как-то уменьшить
путём максимального остекления фасада торгового комплекса – это как-то
«разгрузит» непомерно «тяжёлое» здание. В любом случае эта ситуация должна стать
уроком, и будущее увенчание колонны не должно диссонировать с собором.
-
За время вашего относительно короткого визита в область вы освятили два
новопостроенных православных храма и одну часовню. В то же время в регионе
существует серьёзная проблема: в сельской местности на наших глазах разрушаются
десятки храмовых зданий довоенной постройки, формально имеющих статус памятников
истории и культуры, а фактически – брошенных на произвол судьбы. Как вам
кажется, не уместно ли было бы государству заняться восстановлением этих
объектов с последующей передачей их в пользование церкви как приходских или
приписных храмов? Ведь такое решение в сочетании с программой привлечения в
область переселенцев могло бы стать толчком к возрождению села.
- К
сожалению, большинство этих церковных зданий находится в слабозаселённых
деревнях и посёлках, и о создании там полноценных приходов не может быть и речи.
А там, где можно было создать приход и использовать здание, – мы это уже
сделали. Сейчас нам передаётся отреставрированная за государственный счёт кирха
в Марьино, где есть возможность организации прихода. Другие места, где подобным
образом могут совпасть интересы государства и церкви, мне пока неизвестны.
Подъёму села больше поспособствует развитие производства и инфраструктуры,
финансирование переселенческих программ, а не реставрация одиноких зданий в
почти пустынной местности. Полагаю, что лучше было бы использовать
государственные средства для консервации этих памятников культуры. А
впоследствии, если появятся соответствующие условия – в первую очередь,
достаточное количество потенциальных прихожан, – возможно и создание приходов.
- Ваше впечатление от Калининграда, от его жителей в этот приезд?
- У меня хорошее впечатление. Воочию видны усилия областных и городских
властей, приводящие к положительным изменениям в жизни людей. И я, как
архипастырь города и области, радуюсь тому, что жизнь калининградцев становится
лучше. И хотя по-прежнему остаётся много проблем, о которых мы с вами хорошо
знаем, тем не менее, видно движение вперёд. Мне доводилось давать интервью – в
частности, и «Калининградской правде» - в те времена, когда никакого просвета не
было, когда у людей была разрушена всякая надежда. Вот тогда говорить было
тяжело. Тогда людям ничего не оставалось, кроме веры: будет лучше, должно быть
лучше. Сегодня же наша надежда подпитывается и верой, и конкретными
положительными изменениями.
- Что бы вы хотели пожелать калининградцам
со страниц нашей газеты?
- Я хотел бы пожелать читателям
«Калининградской правды» помощи Божией в их жизни, в их трудах. Действительно,
каждый человек проходит и через радостные, и через трудные обстоятельства в
жизни. Очень важно всегда сохранять спокойствие духа и способность преодолевать
трудности. Вера даёт человеку такую силу. Именно благодаря вере человек способен
поддерживать тот уровень внутренней жизни, который удерживает его от деградации.
Я глубоко убеждён в том, что возрастание религиозного фактора в жизни России, и
в частности Калининградской области, даёт хорошие основания с надеждой смотреть
в будущее. Вера помогает нам, преодолевая трудности, идти по пути, который
указывает Господь.
Используются технологии
uCoz